Страничка учителя-дефектолога

В учреждении образования организована работа пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

Консультативная работа с педагогическими работниками 12.20.-13.00 в понедельник
Консультативная работа с законными представителями 7.30-8.00 в понедельник

График работы

Учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год

дни неделивремя работы
понедельник8.00-12.00
вторник8.00-12.00
среда8.00-12.00
четверг8.00-12.00
пятница8.00-12.00
Документы, регламентирующие деятельность учреждений образования по организации работы пункта коррекционно-педагогической помощи:
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 131 от 25 июля 2011 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».
  • Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25 мая 2012 года.

Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, направленных на:

  • коррекцию звукопроизношения
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи
  • развитие лексико-грамматического строя речи

Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:

  • заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся)
  • заявления законного представителя обучающегося.

Обследование и распределение обучающихся, зачисленных на занятия в ПКПП проводится
учителем-дефектологом пункта в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Занятия проводятся с 16 сентября по 25 мая.
Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2 — 4 раза в неделю.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

Продолжительность групповых занятий 25-30 минут.

Продолжительность подгрупповых занятий 20 – 25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий: 15 – 25 минут.

Периодичность посещения занятий обучающимися с ОПФР в среднем – 2-4 раза в неделю. Периодичность посещения занятий обучающимися с нарушениями речи определяется индивидуальными особенностями ребенка. Характером речевого нарушения, и составляет в среднем для обучающихся:

  • с фонетическими нарушениями речи (дислалия, ринолалия, дизартрия) – 2 раза в неделю;
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, ринолалия, дизартрия) – 3 раза в неделю;
  • с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (неосложненный вариант, осложненный вариант при ринолалии, дизартрии) – 3-4 раза в неделю;
  • с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, тахилалия) – 2-3 раза в неделю.
«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду?»

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.

Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

— если в 3-3,5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

— в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

— он не повторяет за вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

 — если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

— не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

— если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т. ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

— ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

— допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

— скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

— подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (нарушение чтения) или дисграфии (нарушения письма), вовремя направив ребенка к специалисту;

— провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить в любом случае.

Для чего нужны занятия с логопедом?

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).

Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей — является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.

Зачем  учитель-дефектолог задаёт «домашние задания»?

Написали мне в тетради трудное заданье.
    Папа с мамою сказали: «Что за наказанье!».

Успех коррекционного обучения детей во многом определяется степенью участия родителей.

Выполнение еженедельного домашнего задания  способствует наилучшему закреплению изученного на коррекционно-педагогических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. 
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию учителя-дефектолога дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Что же учитель-дефектолог задаёт для выполнения на  дом?

Задания включают в себя следующие разделы:
-артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

  • задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко — слогового анализа и синтеза.
  • серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  • задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.
  • задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру,  штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов.
  • задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

На протяжении всего учебного года еженедельно в вечернее время проводятся консультации для родителей детей. Во время консультации учитель – дефектолог  показывает индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отмечает его успехи. Подчеркивает особенности прохождения коррекционного процесса, обращает внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подсказывает, на что необходимо обращать внимание при выполнении домашнего задания.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
  • Выполнение всех заданий обязательно. Время занятий (10-15мин)  должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Лучше домашние задания выполнять не в один приём, а разбить на части (по10-15 минут работы).
  • Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): субботу и воскресенье в дневное время.
  • графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
  • Папку с индивидуальной  рабочей  тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
  • Выполнение домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Уровень речевого развития находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

            Умеет выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно продолжить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.

            Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалываем.  Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что- нибудь и раскрасить рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из нее аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из различных рисунков сделать картинку- аппликацию, посвященную одной теме.

Если пальчики ребенка действуют не уверенно, неловко- организуйте игры с бельевыми прищепками.  Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «ёжики», «солнышки», «ёлочка», «бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становится наиболее любимыми.

            Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции- аппликации.

            Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены и такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить собирание разрезных картинок, разбор круп.     

            Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводилки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.

            Очень забавно и интересны детям пальчиковые упражнения. Что же происходит, когда дети занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном итоге, стимулирует  развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределить.  Если дети будут выполнять упражнения, сопровождая короткими стихотворными строчками, то их речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память у детей, так  как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений . У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети смогут «рассказывать руками» целые истории.  В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит владение навыком письма.

Если ребенок не испытывает интереса, игру или задание лучше отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много- не значит хорошо! Игры должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получается, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудачи).

Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!

Что такое артикуляционная гимнастика и как правильно организовать её проведение таким образом, чтобы она оказала ребёнку максимальную помощь в постановке звуков?

Следует начать с того, что звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка). Язык – главная мышца органов речи; для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для чёткого  звукопроизношения. Следовательно, цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений и определённых положений губ, щёк и языка, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  Статические упражнения (например, «Грибок») выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо подходить к выполнению упражнений творчески).

Далее приводятся примеры артикуляционных упражнений и требования к их правильному выполнению.

Упражнение  «Пя-пя-пя»

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя
Обратите  внимание. 
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его  края  касаются уголков рта. 
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Упражнение  «Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Обратите  внимание. 
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Пя-пя-пя». Как только язык станет распластанным,  ватной палочкой поднимите  его наверх и заверните на верхнюю губу.

Упражнение  «Индюк»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышатся  звуки «бл-бл» (как индюк «болбочет»).
Обратите  внимание. 
1. Следите, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Движения языком должны быть вперёд-назад, а не из стороны в сторону.

Упражнение «Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Обратите внимание. 
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Упражнение  «Грибок»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку («уздечку»).
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Обратите  внимание.
1. Следите, чтобы губы были в положении улыбки. 
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна спускаться.

Упражнение  «Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Упражнение  «Кто дальше загонит мяч?»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как будто произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Обратите  внимание.
1. Следите, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 
2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение  «Фокус»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите  внимание.
1. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя.
2. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение  «Почистим зубы»

Цель. Научить  удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Обратите  внимание. 
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 
2. Следите, чтобы язык находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

Упражнение  «Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение  5  раз.
Обратите внимание. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

На первых этапах при выполнении упражнений наблюдается напряжённость движений губ, щёк и языка. Постепенно напряжённость исчезает, движения становятся непринуждёнными, координированными, возрастает их дифференцированность.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.

Помните, что негативные замечания могут привести к отказу от выполнения движений. Важно поощрять успехи ребёнка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать. 

Профилактика речевых нарушений

Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близкими людьми. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо если положительную) сам не участвует  в игре, сказке,  не может задать вопроса  — он молчит. Для детей более старшего возраста (5 – 7 лет) длительные телепросморы также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития  — до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами.  Смотрите с ним, поясняете и рассуждайте вместе.

Ограничивайте телевизионное общение во времени

    Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являться причиной возникновения у детей дефектов речи. В таком случае ребенок не с состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируются неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это в свою очередь приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Меры профилактики речевых нарушений

   Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речное окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраивайтесь под него, «сюсюкая и ломая язык».  Говоря «детским»и языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется  в общении с вами. Вредно  сказывается на звукопроизношении длительное сосание соски (пальца). Читая ребенку , беседуя с ним. Отвечая на вопросы, тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается ее грамматический строй речи, совершенствуете речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда , даже если вы устали , не говорите ребенку «Отстань», «некогда» — эти вы тормозите развитие ребенка, снижаете его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.

  Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. Все чаще перед поступлением в школу родители детей , не посещающих детский сад, с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а забавная для родителей картавость – это отклонения от нормы. Самое неприятное – то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей, нуждающихся в помощи логопеда. В чем причина этого явления? Что в связи с этим необходимо знать всем родителям?

Нарушение речи определяется отклонением речи от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

  Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются и требуют логопедического вмешательства. Неправильная речь может отражаться на дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его, может затрудняться обучение школе.

Причинами речевых нарушений

— ухудшение экологической обстановки;

— увеличение числа патологии беременности;

—  увеличение количества родовых травм;

— ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

— различные социальные причины.

   Речевые нарушения разнообразны от нарушения произношения звуков до полного отсутствия речи в случае  тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняется отдельными жестами. Часто встречается такой вид  речевого нарушения, как заикание (логоневроз), — от легкой формы до тяжелой , когда из – за нарушения речевого дыхания , спазмов и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате речь практически невозможна.

   Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалия), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями, — расщелины неба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из – за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов.

    Отрицательное воздействие на формирование речи могут оказывать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого, ограниченное языковое общение с ребенком . беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, — если в семье этого нет, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития. 

Рекомендации для родителей

 «Речь родителей — образец для ребёнка»

Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности.

Очень большое значение для развития речи ребенка имеет речевая среда, в которой он растет. Ребенок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родителибабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребенок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать ее, постепенно приближаясь к образцу.

Хотелось бы рассказать родителям о некоторых ошибках, которые допускают некоторые из них, общаясь с малышами.

• Есть родители-«молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в развитии, поскольку у ребенка есть возможность подражать только молчанию. Вот малыш и молчит. Молчать в таких условиях будет даже ребенок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребенка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить.

Из этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребенком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его полноценному развитию.

• Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребенком вопросы. В этой ситуации ребенок также лишен полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем. Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, четко проговаривая окончания слов.

• Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т. е. воспроизводят все недочеты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребенкаПоследствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи.

Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с малышом. Ведь из-за того, что ребенок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребенка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьезными.

Дорогие родители!

У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени.

В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребенка все будет хорошо.

! Помните: совместная работа учителя-дефектолога, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения и всесторонней подготовка его к обучению в  школе.