Как подготовить ребенка к дошкольному учреждению?

Адаптационный период условно можно разделить на этапы:

Подготовительный:

следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.
Задачи этого периода: сформировать у ребенка такие стереотипы поведения, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо:
— привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с распорядком детского сада,
— формировать навыки самостоятельности (самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться в соответствии с возрастом).

Основной:

Начинается с приема ребенка в дошкольное учреждение.
Педагог встречает «гостей», устанавливает первичный контакт с ребенком. Мама с ребенком присаживаются в группе на стульчик и наблюдают за происходящим в группе. Основная задача мамы – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя.

Необходимо пояснять ребенку: «Какая добрая Галина Ивановна!  Как ее любят дети и др.» Ребенок вначале должен привыкнуть, осмотреться. Не торопите его подталкивать к детям. Через некоторое время подойдите вместе с ребенком в игровой уголок, рассмотрите игрушки. Поддержите его интерес к окружающему: «Как мне здесь нравится! Сколько игрушек». Обращайте внимание на то, что делает воспитатель, подведите к нему своего ребенка. В этот период ребенок не замечает сверстников. Ему сейчас трудно распределять внимание. К тому же в силу возраста сверстники не могут так ярко продемонстрировать свое положительное отношение к нему. Уровень их игровых умений не высок, чтобы привлечь внимание другого ребенка. Носителем нового, интересного, увлекательного является в этот период только воспитатель.

На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если ребенок спохватится, обнаружив ее отсутствие, он успокоится, услышав заверения о том, что мама сейчас вернется. И действительно, ожидание малыша непродолжительно. Так ребенок начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности.

Заключительный:

Ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

УПРЯМСТВО (причины):
1.  Перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием

  РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • исключить на время походы в гости, аттракционы другие  развлечения, переезды;
  • создавать для него спокойный климат в семье, уменьшить нагрузку на нервную систему;
  • временно не изменять привычек ребенка, сложившихся правил поведения дома;
  • обеспечить в выходные дни дома такой же режим, как и в детском саду;
  • временно не реагировать на «выходки» ребенка и не наказывать его за капризы;
  • разговаривать с ребенком спокойным тихим голосом, «глаза в глаза», используя ласковые прикосновения (за руку, поглаживания по спине);
  • после прихода из детского сада возможна прогулка на свежем воздухе НЕ на детской шумной площадке с большим количеством детей, а прогулка по парку, где меньше людей и шума;
  • перед сном рекомендуются тихие игры с родителями, рассматривание и чтение детских книг;
  • перед сном рекомендуется прослушивание тихо звучащей, мелодичной, расслабляющей музыки с легким массажем конечностей и спины;
  • в адаптационный период можно разрешить ребенку, если он попросил, спать при включенном свете, вместе с мамой.

2. Привычная форма поведения избалованного ребенка
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
— Установить в семье четкие правила поведения ребенка.

3. Стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
— предоставлять ребенку возможность что-то сделать самостоятельно, похвалить за это;
— обращать внимание ребенка на то, что он уже умеет хорошо делать.

4. Своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
— Не делать за ребенка то, что он умеет делать сам, учить его чему-то новому.
Длительность периода адаптации зависит от:

  • особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы (умения адаптироваться в новых условиях, опыт общения с новыми взрослыми и новыми детьми в большом количестве и др.);
  • от состояния здоровья;
  • от уровня подготовки к поступлению в дошкольное учреждение:
  1. насколько сформированы культурно-гигиенические навыки,
  2.  от умения устанавливать контакт с другими людьми;
  3. насколько у ребенка сформирована потребность в общении и со взрослыми и  детьми;
  4.  от уровня развития игровых умений и сформированности познавательных потребностей.

Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка

  • Если с ним систематически занимались дома и рос он общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил себя обслужить, не чувствует себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней.
  • Если у ребенка слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать.  В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее.    Период адаптации такого ребенка может занять около месяца.
  • Ребенок, который дома находится на попечении всех родных и не привык самостоятельно занимать себя ни на минуту,  в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки – от мамы к воспитателю. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно насторожен, угнетен,  все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться три месяца.